Club Nobles

Собака в доме православного христианина

18.11.2016

Очень часто между верующими людьми возникают споры о том, можно ли православному человеку любить собак, пускать их в свой освященный дом, где есть иконы и горят лампады, можно ли прикасаться к собаке перед причастием? С этими вопросами нередко обращаются люди к священникам, как любители собак, так и их оппоненты, относящиеся к собакам уничижительно. И те, и другие с равной степенью жажды желают познать верный ответ. Попробуем разобраться по порядку. Существует гипотеза о том, что собака стала другом человека еще в конце палеолита, но приручение произошло не сразу. Поначалу древние собаки просто обитали рядом с человеком и довольствовались остатками пищи, добытой им на охоте. В результате стайные инстинкты заставили собаку признать человека вожаком и подчиняться его велению. Так собаки стали помощниками древним людям: жили близ их жилища, несли сторожевую службу, помогали на охоте и при перемещении тяжестей, а в северных районах нередко использовались как постельная грелка. Но на заре развития человечества эта история не была документирована, выводы о том, с каких пор собака стала домашним животным, основаны на сведениях археологических экспедиций, в ходе которых в пещерах каменного века были найдены останки людей и собак. Упоминания о собаках как домашних животных есть и в первых летописях, и на изображениях египетских гробниц, которые датируются третьим тысячелетием до нашей эры.

Чтобы лучше понять причину споров среди верующих о дозволенности содержания собак в домах людей, стоит сразу заметить, что отношение людей к собакам во все времена было неоднозначным. К примеру, те же египтяне причисляли собак к священным животным, и даже носили траур всей семьей в случае утраты своего пса. А индусы всегда считали собаку грязным и презренным животным, так же как и магометане. Религиозные предубеждения этих народов имели рациональное зерно, и были связаны с неблагоприятными санитарными условиями в поселениях людей, где собака становилась дополнительным источником распространения инфекций и грязи. Отсюда пошло разделение на животных «чистых» и «нечистых». Негативно воспринимали собак иудеи – первые христиане, у которых сравнить человека с собакой считалось самым обидным оскорблением. Причиной тому служили политические споры с египтянами и римлянами, у которых было принято превозносить собаку.

Из истории человечества известно, что у многих народов и цивилизаций религия была использована как одно из средств воздействия на общественное сознание.  Примером тому могут служить убеждения буддийской и исламской религий, где пренебрежение собакой имело здравый смысл: так воздействовали на сознание людей для сохранения их здоровья. Однако, несмотря на запреты, люди повсеместно продолжали использовать собак в качестве помощников в своей хозяйственной жизни. Собак в те далекие времена на почве религиозных убеждений не жаловали, но и не истребляли, щенков пускали в дом для выращивания, когда это было необходимо, и вели ими торговлю, правда, средства, вырученные с продажи, приравнивали к обретенным нечестным путем, их нельзя даже было жертвовать в храме.

Как видно, человек никогда не мог обходиться без собаки, признавал ее заслуги, хорошие особи всегда ценились в обществе, даже под некоторым сдерживающим фактором веры. Как же тогда понимать — собака это добро или зло? Было ли содержание собаки страшным грехом тогда и сейчас? Как должен относиться к собаке православный христианин? Что говорит нам церковь о любви к собакам? И можно ли пускать их в свой дом православному человеку?

Попробуем разобраться и познать истину о том, как следует относиться православным людям к собакам. Христиане почитают Библию как священное писание, эти священные тексты являются образцом поведения для верующих. Ветхий Завет содержит около 30 упоминаний о собаках, в основном отражающих негативное к ним отношение при том, что в собаках у человека была нужда и они жили при человеке, то есть прямого запрета на содержание собак в Ветхом Завете нет:
(Втор. 23:18) — о запрете нести пожертвования в Скинию с торговли собаками.
(Иов. 30:1) — о сравнении недостойных людей с псами.
(Тов. 5:17) — об использовании собаки в качестве телохранителя.
(II Царствие 3:8) и (Еккл. 9:14) — о том, что собачья жизнь ни во что не ставилась.

Упоминания о собаках в священных текстах Нового Завета стали носить смысл соблюдения иерархии между людьми и животными. В тексте Евангелия идет сравнение от лица Спасителя исцеленным и ученикам: «Сколько же лучше человек овцы!» (Мф. 12:11, 12), «Сколько же вы лучше птиц!» (Лк. 12:24). Возвращаясь к вопросу о собаках, нельзя полагать, что принижение их статуса в сравнении с человеком, это провозглашение злого отношения к ним. Ведь Бог — Творец, он сотворил мир и наделяет его своей любовью, что и нам завещает. Поэтому было бы странным и не логичным, если бы священные тексты учили нас ненавидеть животных, в частности собак, отречься от них и истребить как зло. Никаких прямых указаний на это человеку не дано, и не могло быть дано. Собака с первобытных времен живет подле человека. Библия не запрещает православным людям вводить собаку в дом. Есть лишь правило Второго Вселенского собора № 88, в котором говорится, что недопустимо вводить в храм Божий любое животное без особой надобности, о жилище человека нет ни одного слова.

Собаки, так же как и все живое, заслуживают доброго и заботливого отношения, ведь они дарят нам радость и благодарны за малейшее внимание к ним. У эмоционально здорового человека проявляется любовь ко всем Божьим созданиям и печаль, связанная с их утратой, только она не должна быть чрезмерной. Превозносить собаку, ставить ее выше человека и приравнивать к божеству в христианстве неприемлемо, как это было в Древнем Египте. В доме православного человека собака должна знать свое место. В Заповедях нам говорится: «Возлюби Господа Бога твоего», «Возлюби ближнего своего». И если мы будем соблюдать эти заповеди, то любовь к собакам займет в его душе правильное место, а околоцерковным сплетням о грехе за доброе и ответственное отношение к домашней собаке не останется среди нас места.

В качестве заключительных слов об отношении православного человека к собаке лучше всего подойдет ответ старца Пиасия Святогорца на вопрос: «... могут ли радости жизни и душевные привязанности к ним помешать жить по-христиански?», на что он ответил: «Нет, если сумеешь иерархически правильно относиться к вещам. Например, детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых – как святых, Ангелов – как Ангелов, Бога – как Бога. Нужно каждому воздавать честь и уважение, которые ему надлежат». По аналогии в отношении собак его слова так же будут справедливы.

Автор Макеева Л.

Благодарим за помощь Татьяну Шитову, г. Рязань и Ольгу Кузнецову, г. Москва