Самая знаменитая картина с кошками31.10.2018
3 ноября 2015г. на известном аукционе Sotheby’s была выставлена на торги картина, которая впоследствии была удостоена имени «величайшего полотна, изображающего кошек». Изначально предполагалось, что будет продана она максимум за 200-300 тыс. долларов. Однако в торгах было несколько участников, двое из которых устроили настоящее сражение, преодолев отметку в 300 тысяч. В итоге некий неизвестный покупатель выложил за полотно почти 830 тыс. долларов. Это было творение художника из Австрии Карла Калера, носящее весьма необычное название – «Любовники моей жены» – и имеющее необыкновенно большие размеры (178х258 см) и вес (103 кг). Организаторам аукциона даже пришлось дополнительно укреплять стену, чтобы она выдержала вес выставляемой на торги картины. Что же изобразил художник на полотне со столь неординарным названием, за которое были отданы такие огромные деньги? 42 кошки. Да-да, именно так, на своей картине Калер изобразил кошек, чьей хозяйкой являлась Кейт Бердсолл Джонсон – довольно богатая дама, увлеченная благотворительной деятельностью и собиравшая коллекцию из предметов искусств. До 1891г. Калер изображал лишь скаковых лошадей и сцены проводимых австралийских дерби, а в тот год он впервые приехал в Сан-Франциско, где и состоялось его знакомство с госпожой Бердсолл. Путешествуя в очередной раз по Европе, в 1880г., Кейт Бердсолл увидала кошек турецкой ангоры и была очарована их красотой и обаянием. В итоге за несколько лет в ее доме поселилось весьма внушительное количество домашних питомцев ангорской породы всех существующих окрасов. Итак, Карл Калер был приглашен госпожой Бердсолл в гости, в ее загородный особняк Buena Vista. Вообще-то, Калеру нужно было ехать в Йосемитский национальный парк, чтобы рисовать природу, но он не устоял перед чарами кошек и размером предложенного за исполнение их коллективного портрета вознаграждения. Он начал свою работу с отдельных эскизов, на которых рисовал каждое животное в различных позах, после приступил к основному полотну, почти через два года работа была закончена. Иногда пишут, что такое имя - «Любовники моей жены» - для картины придумал супруг Кейт, но Роберт Джонсон покинул наш мир в 1889 году, раньше, чем художник начал работать над полотном. Однако это шуточное выражение по отношению к пушистым жильцам он действительно частенько использовал, оно прижилось и стало в семье устойчивым фразеологизмом. Быть может, Кейт захотела дать именно это название как воспоминание о своем супруге. Картина была завершена к весне 1891 года. Калер изобразил в динамичных позах всех кошек. По центру картины художник изобразил кота по кличке Султан, приобретенный Кейт Джонсон в Париже за 3 тысячи долларов (что при пересчете на современные деньги составляет примерно 8 тысяч долларов). Около Султана лежит Ее Высочество – белая голубоглазая кошка, которую художник изобразил также и отдельно, на столе, накрытом вышитой в японском стиле голубой материей.
В 1893 году Кейт Джонсон разрешила продемонстрировать принадлежащее ей полотно на Всемирной выставке, проходившей в Чикаго. Картина собирала огромное количество зрителей, о ней публиковались многочисленные статьи в печатных изданиях. Но, к сожалению, успеху своей картины Кейт радовалась недолго. Она скончалась от пневмонии в том же году, 3 декабря. На протяжении еще немалого времени после ее кончины рождалось множество невероятных слухов. Например, что общее число кошачьих достигало 350-ти особей, и что она отписала своим животным огромное состояние, исчисляемое миллионами долларов. Однако, совершенно точно известно, что к 1 февраля 1894 года число представителей кошачьего прайда составляло всего 32 кошки. Остальные животные или убежали, или были разобраны в другие дома. Согласно последней воле Кейт ее питомцам ничего не полагалось, а основная часть наследства перешла католической церкви, для строительства в Сан-Франциско лечебницы «для всех больных бедных женщин и детей независимо от вероисповедания, национальной принадлежности и цвета кожи». Больница была выстроена и продолжает работать по сей день. Также в числе иных наследников в завещании упоминалась Хелен Шеллард, которой полагались 20 000 долл. (сегодня это была бы сумма около 525 тысяч). Она приходилась г-же Бердсолл дальней родственницей, и они заранее условились, что Хелен станет заботиться о кошках после кончины Кейт. Что Шеллард добросовестно и исполнила, несмотря на то, что ей даже пришлось отказаться от сдачи помещений у себя в доме и попросить съехать из них постояльцев. Эти помещения стали новым местом жительства кошек, для наблюдения за животными был специально нанят ветеринарный врач, а отдельная комната выполняла функцию изолятора для болевших кошек. Какой была последующая судьба кошек – история умалчивает, зато о картине известно, что в 1894 году она была приобретена на распродаже торговцем произведениями искусства Эрнестом Акетом. Вскорости он открыл в Сан-Франциско арт-кафе «Дворец искусств», и полотно с кошками стало частью его интерьера. Заведение быстро стало очень популярным среди лиц высшего общества, они частенько заходили туда, чтобы насладиться изысканной кухней и одновременно полюбоваться художественными произведениями. В 1906 году в Сан-Франциско произошло мощное землетрясение. «Дворец искусств» не был разрушен, но из-за землетрясения начались пожары, нанесшие Сан-Франциско огромный ущерб и уничтожившие большую часть города. От огня пострадал и «Дворец искусств», но, к счастью, картина Калера осталась цела. Вскорости она была приобретена другим владельцем, затем сменила еще нескольких, картину попеременно выставляли в частных галереях различных городов Америки. В 1940-х годах она принадлежала коллекционерам живописи супругам Джулиан. Они выставили картину на крупной международной выставке кошек, где она произвела фурор среди посетителей. К ней снова начали стекаться толпы зрителей, о ней составляли статьи и сюжеты журналисты, а количество проданных репродукций «Любовников» подобралось к 9-ти тысячам. Одну из тех многочисленных репродукций когда-то приобрел и нынешний владелец картины. Он предпочел сохранить инкогнито, но сообщил, что подарил её своей матери, которой она так сильно понравилась, что провисела у нее в комнате до самой ее кончины. Теперь же, в память о матери, этот человек решил купить и оригинал. Это именно он выложил на аукционе 2015 года 826 тысяч долларов за картину, что превысило предпродажную оценку в три раза. |